suzdalьgorod.ru

ГлавнаяНовостиГостиницы Гостевые дома Рестораны Кафе и БарыСвадьба по Суздальски
Отдых в СуздалеПраздники СуздаляПогодаПамятники архитектурыФотографииЧто купить?1000-летие Суздаля Новый год в Суздале


ИКОНОПИСЬ МСТЕРЫ В ЭКСПОЗИЦИИ МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА

30.07.2015ИКОНОПИСЬ МСТЕРЫ В ЭКСПОЗИЦИИ МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА

В многочисленных экспозициях музея-заповедника представлено разнообразное историко-культурное наследие Владимиро-Суздальской земли. В экспозиции «Русские иконы XVIII – начала XX в.», находящейся в архимандритском корпусе Музейного комплекса «Спасо-Евфимиев монастырь» можно увидеть памятники поздней иконописи. Один из залов посвящен иконописи Мстеры.

Мстера, наряду с Палехом и Холуем, - известный центр русской национальной культуры нашего региона. Она расположена на реке Мстерке близ ее впадения в Клязьму и принадлежит к древнейшим поселениям Владимирского края. Первое упоминание в писцовых книгах о Богоявленской слободе на реке Мстере как вотчине князей Ромодановских относится к 1628 году. Слободу окружали малоплодородные земли, водный путь через Клязьму, Оку и Волгу соединял ее с поволжскими городами. Это способствовало развитию ремесел, главным из которых стало иконописание.

Иконописное дело появляется в Мстере в конце XVII века. Постепенно данный промысел становится главным занятием мстерских жителей. По сведениям Н.П. Кондакова, в 1900 году в Мстере числилось 600 иконописцев, но на самом деле почти все население из трех с половиной тысяч человек, кроме мастеров сапожного ремесла, жило за счет иконописи. Готовые иконы тысячами развозились и разносились торговцами-офенями по всей России. Распространение дешевых «расхожих» икон привело к тому, что к началу XX века понятие «суздальская иконопись» (включающее в себя произведения Мстеры, Палеха и Холуя) носило отчасти негативный оттенок, именно с этим связано появление пренебрежительного выражения – «суздальские богомазы». В то же время в Мстере и Палехе создавались и дорогие, тщательно исполненные произведения.

Во второй половине XIX столетия Мстера занимала ведущие позиции в русском иконописании. Здесь работали многочисленные иконописные мастерские, складывались потомственные династии мастеров. Мстерские иконописцы специализировались на исполнении сложных композиций, написанных красочным миниатюрным письмом. Фон и поля икон часто украшались резьбой по золоченому левкасу и имитацией цветных эмалей. Одежды, нимбы, архитектурные декорации покрывались густой сеткой золотого орнамента, так что сам образ порой напоминал драгоценное ювелирное изделие. Первоклассными памятниками мстерской иконописи рубежа XIX-XX веков являются иконы «Преподобная Мария Египетская, с житием» и «Святитель Алексий, митрополит Московский», представленные в экспозиции «Русские иконы XVIII – начала XX в.»

Часто иконописные мастерские специализировались на изображении определенного сюжета, например, очень популярным в конце XIX – начале XX века был образ «Воскресение – Сошествие во ад, с праздниками». Широко распространены были иконы-минеи – своеобразные календари православного года, а также изображения местных святых, особенно владимирских князей. В нашей экспозиции представлена икона «Святые владимирские князья Андрей Боголюбский, Георгий Всеволодович и Глеб Андреевич». Изображение трех почитаемых святых, погребенных в Успенском соборе Владимира, осеняет образ Богоматери Владимирской.

Мстерские иконописцы брались и за исполнение редких сюжетов или разрабатывали сложные богословские композиции. В экспозиции мы можем видеть образы «Всевидящее Око», «Мученик Христофор», «Священномученик Харлампий Магнезийский, с житием», «Семь спящих отроков Эфесских». Сюжет последней иконы основан на предании о семи отроках из Эфеса, согласно которому они скрывались в пещере от преследований язычников при императоре Деции (249-251 гг.) и чудесно проспали там «смертным сном» 200 лет, от которого пробудились в правление благочестивого императора-христианина Феодосия Младшего (408-450 гг.). Икона была написана потомственными мстерскими иконописцами Николаем и Иваном Клыковыми.

Мстера известна как один из крупнейших в России центров старообрядческого иконописания. В XVIII веке староверы составляли здесь две трети всех жителей, а в середине XIX века – около половины. Наилучшими образцами древнерусского искусства заказчики старообрядцы считали произведения XVI-XVII веков. Поэтому важным направлением деятельности Мстеры было изготовление искусных имитаций старинных образов. По заказу мстерские мастера могли написать образ, стилизованный под любой иконописный стиль, создать точную копию древнего произведения или же «подстаринную» икону.

Знание старинной технологии иконописания привело к тому, что многие мстерские иконописцы работали как реставраторы. В 1914 году в мастерской Русского музея известные иконописцы и реставраторы Николай и Александр Брягины выполнили копию иконы XVI века «Святая Троица». Древняя икона была перевезена в Петербург из суздальского Покровского монастыря по распоряжению императора Николая II. Образ работы Брягиных «Святая Троица, с бытием и хождением» заменил в монастыре увезённую икону. Надпись на обороте сообщает имена авторов, время и место создания произведения.

Развитие мстерского иконописания в XIX – начале XX века было обусловлено богатыми традициями древней Владимиро-Суздальской земли и художественным опытом многих поколений местных иконописцев. Лучшие из произведений поздней иконописи, которые мы приглашаем увидеть в музейной экспозиции «Русские иконы XVIII – начала XX в.», представляют собой драгоценные свидетельства многообразия и самобытности русской духовной культуры и искусства.

Е.А. ДОМНИНА,
младший научный сотрудник отдела древнерусского искусства.

 


гостиница в Суздале - Княжий двор
Отдых в Суздале
Гостиницы Суздаля Гостевые дома в Суздале Рестораны Суздаля Кафе и бары Суздаля
Город Суздаль
Новости Суздаля Праздники в Суздале Памятники архитектуры Суздаля Суздаль 1000 лет
Фотографии Суздаля
Фото Суздаля зимой Фото Суздаля весной Фото Суздаля летом Фото старого Суздаля
Полезное
Погода в Суздале Что купить в Суздале? Новый год в Суздале 2016